Сообщите о проблеме
Прокуратура информирует
1. Ярославская транспортная прокуратура разъясняет: Принят закон, направленный на усиление уголовно-правовых мер по обеспечению биологической безопасности
Федеральным законом от 29.10.2024 № 361-ФЗ «О внесении изменений в статьи 226.1 и 248 Уголовного кодекса Российской Федерации», вступившим в силу 09.11.2024, устанавливается уголовная ответственность за контрабанду, то есть незаконное перемещение через таможенную границу Евразийского экономического союза либо государственную границу Российской Федерации с государствами – членами Евразийского экономического союза, патогенных биологических агентов, то есть бактерий, вирусов, токсинов, ядов и других микроорганизмов, представляющих опасность для здоровья человека.
Максимальное наказание за указанное деяние составляет 7 лет лишения свободы со штрафом в размере до 1 млн рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет или без такового и с ограничением свободы на срок до 1 года или без такового.
В статью 248 Уголовного кодекса Российской Федерации (нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами) внесены изменения, уточняющие предмет преступления, устанавливающие повышенную ответственность за нарушение правил безопасности при обращении с патогенными биологическими агентами, повлекшие по неосторожности смерть двух и более лиц.
2. Ярославская транспортная прокуратура разъясняет: Усилена административная ответственность за нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости
Федеральным законом от 09.11.2024 № 382-ФЗ внесены изменения в ч. 1 ст. 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. С 20.11.2024 работодатель несет административную ответственность за неисполнение обязанности по выполнению квоты для приема на работу инвалидов, за исключением случаев освобождения работодателя от выполнения установленной квоты, а также за отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты.
Ранее ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ предусматривалась ответственность за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты.
Также ужесточено наказание за совершение указанного правонарушения. Так, если ранее должностному лицу мог быть назначен административный штраф в размере от 5 тыс. рублей до 10 тыс. рублей, то с 20.11.2024 размер административного штрафа на должностных лиц варьируется от 20 тыс. рублей до 30 тыс. рублей, индивидуальный предприниматель может быть привлечен к ответственности в виде штрафа в размере от 30 тыс. рублей до 50 тыс. рублей, юридическое лицо – от 50 тыс. рублей до 100 тыс. рублей.
Изменения вступили в силу 20.11.2024.
3. Ярославская транспортная прокуратура разъясняет: О плате за регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа
С 01.09.2025 вступает в силу приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 31.10.2024 № 386 «Об утверждении Порядка взимания платы за регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, рассчитанной на основе тарифов и сборов».
Отменяется действующий приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 25.09.2008 № 155, регулирующий этот вопрос.
В новом приказе сохранены все действующие права пассажиров при взимании платы за перевозку. Вводится ряд принципиально важных изменений.
В частности, закреплено право пассажиров, опоздавших на рейс, воспользоваться обратным билетом. Размер платы, взимаемой с пассажира за аннулирование перевозки или изменение условий перевозки, ограничивается фактическими расходами перевозчика.
Приказом устанавливаются следующие порядки расчета:
- стоимости перевозки пассажиров и багажа по маршруту перевозки;
- денежной суммы, подлежащей возврату в случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с вынужденным отказом пассажира от всей перевозки или от части перевозки;
- денежной суммы, подлежащей возврату в случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира, за исключением случая вынужденного отказа пассажира от перевозки;
- денежной суммы, подлежащей возврату в случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира по инициативе перевозчика;
- неустойки, взимаемой в случаях, установленных статьями 107 и 108 Воздушного кодекса Российской Федерации, и случаи, при которых неустойка не взимается;
- денежной суммы, подлежащей возврату при вынужденном изменении договора воздушной перевозки пассажира;
- денежной суммы, подлежащей возврату при изменении договора воздушной перевозки пассажира, за исключением вынужденного изменения условий договора воздушной перевозки пассажира.
4. Ярославская транспортная прокуратура разъясняет: Правительство утвердило параметры проведения эксперимента по онлайн-продаже билетов на субсидированные авиаперевозки
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.12.2024 № 1776 «О проведении эксперимента по автоматизации процесса управления льготными и субсидированными пассажирскими перевозками на воздушном транспорте» с 01.01.2025 вводится в действие эксперимент, который упростит покупку субсидированных авиабилетов для некоторых категорий граждан.
Участниками эксперимента станут льготники – молодые люди в возрасте до 23 лет, пенсионеры, инвалиды и многодетные семьи, которые сейчас вынуждены обращаться в кассы, чтобы приобрести авиабилет по специальному тарифу. Также речь идет о жителях регионов Дальневосточного федерального округа и Калининградской области.
В рамках эксперимента будут апробированы механизмы и технологии электронного подтверждения прав пассажира на билет по специальному тарифу. Для этого планируется обеспечить взаимодействие информационной системы «Портал субсидируемых перевозок» и автоматизированной информационной системы управления льготными и субсидированными перевозками с цифровыми платформами органов власти и Фонда пенсионного и социального страхования. В результате планируется создать специальный цифровой сервис, обеспечивающий проверку права пассажиров на льготные билеты в режиме реального времени.
Успешное проведение эксперимента позволит упростить процедуру покупки билетов для льготников, в том числе для людей с ограниченными возможностями здоровья, и снизит время на проверку отчетности авиаперевозчиков, которая необходима для выделения им субсидий.
5. Ярославская транспортная прокуратура разъясняет: С 1 марта 2025 года вводится запрет на продажу несовершеннолетним потенциально опасных газосодержащих товаров бытового назначения
Федеральным законом от 30.11.2024 № 438-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации.
Законом введен запрет на продажу несовершеннолетним потенциально опасных газосодержащих товаров бытового назначения, к которым законодатель относит товары для личных и бытовых нужд, содержащие сжиженные углеводородные газы, представляющие опасность для жизни и (или) здоровья при использовании путем вдыхания указанных газов и (или) их паров.
При возникновении сомнений в возрасте покупателя продавец обязан потребовать документ, удостоверяющий личность, а при дистанционной торговле надо удостовериться в совершеннолетии покупателя иным способом. При отсутствии подтверждения продавец обязан отказать покупателю в продаже.
На органы власти будет возложена обязанность по защите ребенка от информации, пропагандирующей либо демонстрирующей потребление путем вдыхания сжиженных углеводородных газов, содержащихся в потенциально опасных газосодержащих товарах бытового назначения, и (или) их паров. Информация, способная вызвать у детей желание употребить сжиженные углеводородные газы и (или) их пары, признается запрещенной к распространению среди детей. Профилактика и запрет потребления отнесены к числу мероприятий по охране здоровья обучающихся.
Закон вступит в силу с 1 марта 2025 года.
6. Ярославская транспортная прокуратура разъясняет: Конституционный Суд Российской Федерации обязал законодателя устранить неопределенность в вопросе территориальной подсудности для обжалования постановлений об административных правонарушениях, не вступивших в законную силу
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 12.11.2024 № 51-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 части 1 статьи 30.1 и иных положений о подсудности Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Подольского городского суда Московской области» (далее – постановление) не соответствующим Конституции РФ и ее статьям признан пункт 3 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ в той мере, в какой он в системе действующего правового регулирования не позволяет однозначно разрешить вопрос об определении территориальной подсудности рассмотрения жалобы на вынесенное должностным лицом и не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении.
Впредь до внесения в законодательство изменений, вытекающих из постановления, при применении пункта 3 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ жалоба на не вступившее в законную силу постановление должностного лица по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению судом по месту нахождения органа (должностного лица), вынесшего указанное постановление, за исключением жалобы на не вступившее в законную силу постановление должностного лица по делу об административном правонарушении, вынесенное в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ (назначение административного наказания без составления протокола), которая подлежит рассмотрению судом по месту совершения административного правонарушения.
В то же время КоАП РФ признан не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования он предполагает, что направление судом общей юрисдикции поступившей жалобы на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении на рассмотрение в другой суд того же уровня в соответствии с правилами территориальной подсудности является обязательным для последнего, требуя от него совершения действий и принятия решений, предусмотренных законом для рассмотрения жалобы, даже если он придет к выводу о неподсудности ему этой жалобы.
Постановление вступило в силу 13.11.2024.
7. Ярославская транспортная прокуратура разъясняет: Минтранс уточнил порядок размещения пассажиров с детьми в самолете
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25.12.2024 № 462 внесены изменения в Федеральные авиационные правила «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.06.2007 № 82.
Скорректированы правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей.
В частности, перевозчик обязан предоставить ребенку в возрасте до 12 лет и сопровождающему его пассажиру соседние места на борту самолета в одном ряду, не разделенные проходом, в соответствии с классом обслуживания без доплаты.
Перевозка одного ребенка в возрасте до 2 лет с одним сопровождающим без предоставления ребенку отдельного места осуществляется бесплатно при внутренних рейсах и со скидкой не менее 90 % от тарифа при международных.
Другие следующие с одним сопровождающим дети в возрасте до 2 лет перевозятся с предоставлением им отдельных мест. Также авиакомпании должны предоставлять скидку в 50 % на внутренних рейсах для детей до 12 лет, являющихся гражданами Российской Федерации. Исключением будут субсидированные государством льготные тарифы, тарифы первого класса и бизнес-класса.
Перевозчик сам определяет размер скидки, в том числе при покупке отдельного места ребенку в возрасте до 2 лет и детям от 2 до 12 лет на международных рейсах, а также при перевозке детей до 2 лет без гражданства Российской Федерации на внутренних рейсах с предоставлением им отдельного места.
8. Ярославская транспортная прокуратура разъясняет: С 1 марта 2025 года расширяется перечень объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию по видам транспорта.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09.10.2024№356 внесены изменения приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 28.08.2020 № 331 «Об определении объектов транспортной инфраструктуры, неподлежащих категорированию по видам транспорта».
Так, вносятся изменения в раздел 1 «Морской транспорт» и раздел 2 «Речной транспорт» Приложения к приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 28.08.2020 № 331.
В перечень объектов, не подлежащих категорированию с 1 марта 2025 года, будут относиться здания, помещения и сооружения, в том числе плавучие, гидротехнические, а также в составе стоечных судов, предназначенные для обслуживания пассажиров и судов морского транспорта, осуществляющих перевозки пассажиров в пределах одного субъекта Российской Федерации, внутреннего водного транспорта, осуществляющих пассажирские перевозки по местным, пригородным и внутригородским маршрутам.
9. Ярославская транспортная прокуратура разъясняет: Министерством внутренних дел России утвержден порядок выдачи заключения о возможности допуска или заключения о невозможности допуска лиц к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности
Приказом МВД России от 10.06.2024 № 323 утвержден порядок выдачи органами внутренних дел Российской Федерации заключения о возможности допуска или заключения о невозможности допуска лиц к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности.
Выдача заключения осуществляется линейными управлениями МВД России на транспорте в отношении персонала специализированных организаций в области обеспечения транспортной безопасности, а также аттестуемых лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности на объектах железнодорожного, водного, воздушного и автомобильного транспорта, находящихся в обслуживании органов внутренних дел на транспорте, или выполняющих такую работу.
Основанием для принятия комиссией решения о подготовке проекта заключения является наличие информации о причастности аттестуемого лица к организованной преступной группе, о намерении аттестуемого лица использовать в противоправных целях возложенные на него полномочия при осуществлении работы, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности, о намерении аттестуемого лица получить доступ к оружию. Выдаче заключения предшествует протокол заседания соответствующей комиссии.
Выдача заключения о возможности либо невозможности допуска лиц к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, осуществляется в срок не более 30 дней со дня регистрации запроса заявителя в территориальном органе МВД России.
Приказ действует с 03.08.2024. Дата окончания действия документа 01.09.2029.
10. Ярославская транспортная прокуратура разъясняет: С 01.09.2025 перевозка разными видами транспорта будет оформляться по единому транспортному документу
С 1 сентября 2025 года вступает в силу Федеральный закон от 08.08.2024 № 288-ФЗ «О прямых смешанных перевозках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который устанавливает правовые основы организации и осуществления перевозок грузов, пассажиров, ручной клади, багажа, грузобагажа разными видами транспорта по единому транспортному документу.
Законом определяются перевозки грузов, пассажиров, ручной клади, багажа, реализуемые несколькими видами транспорта в пределах Российской Федерации по единому транспортному документу, оформленному на весь маршрут следования. Участниками перевозочного процесса при этом могут быть перевозчики, экспедиторы, владельцы инфраструктур железнодорожного, автомобильного, морского, речного транспорта, операторы портов и железнодорожных станций.
В настоящее время для осуществление таких перевозок требуется оформление билета или накладной на груз на каждом сегменте в соответствии с правилами по каждому виду транспорта.
Данным законом предусмотрено подписание соглашения об организации перевозки между всеми участниками перевозки, в котором указываются все типы транспортных средств, маршрут перевозки, порядок передачи груза и сроки доставки.
Подтверждает заключение договора единый транспортный документ, который подписан в бумажном или электронном виде. Перевозчик обязан информировать всех участников перевозки об условиях соглашения, в том числе посредством публикации в интернете. Грузоотправитель обязан в сроки передать перевозчику всю необходимую информацию для организации перевозки.
1. Ярославская транспортная прокуратура разъясняет:
Для осуществления коммерческой деятельности по перевозке пассажиров морским транспортом необходимо получение лицензии
Осуществление перевозки пассажиров без специального разрешения (лицензии) является нарушением требований п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 № 211 утверждено, в том числе положение о лицензировании деятельности по перевозкам морским транспортом пассажиров, в котором указано, что лицензирование данной деятельности осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (ее территориальными органами) – Ространснадзором.
Отражены лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии (лицензиату) при выполнении работ по перевозке морским транспортом пассажиров.
Однако, за истекший период 2024 года Новороссийской транспортной прокуратурой возбуждено 21 дело об административных правонарушениях по фактам нарушений лицензионных требований перевозчиками, виновные лица привлечены к административной ответственности. В суды общей юрисдикции направлено 4 исковых заявления о запрете эксплуатации маломерного судна до получения соответствующей лицензии, которые рассмотрены, удовлетворены.
2. Ярославская транспортная прокуратура разъясняет:
Внесены изменения в статью 153 Трудового кодекса Российской Федерации
Федеральным законом Российской Федерации от 30.09.2024 № 339 ФЗ внесены изменения в статью 153 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которым день отдыха, предоставленный по желанию работника за работу в выходной день, может быть использован в течение одного года со дня работы в выходной или нерабочий праздничный день либо присоединен к отпуску, предоставляемому в указанный период. Ранее этот срок положениями статьи не регламентировался.
В случае, если на день увольнения работника имеется день отдыха за работу в выходной или нерабочий праздничный день, не использованный им в период трудовой деятельности, работнику выплачивается разница между оплатой работы в выходной день, полагавшейся в соответствии с частями 1-3 ст. 153 Трудового кодекса Российской Федерации, и фактически произведенной оплатой работы за этот день. Положение распространяется на все дни отдыха за работу в выходные дни, не использованные работником в период трудовой деятельности у работодателя, с которым прекращается трудовой договор.
Изменения вступают в силу с 01.03.2025.
3. Ярославская транспортная прокуратура разъясняет: Правительство Российской Федерации повысило с 1 октября 2024 года тарифы на утилизационный сбор, а также утвердило долгосрочную шкалу индексации утилизационного сбора
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2024 № 1255 изменены тарифы на утилизационный сбор и утверждена долгосрочная шкала индексации утилизационного сбора до 2030 года для ряда легковых и грузовых автомобилей, а также для автобусов, прицепов и полуприцепов и некоторых видов дорожно-строительной техники.
Утилизационный сбор на автомобильную технику и прицепы будет проиндексирован с 1 октября 2024 года – на первом этапе ставка вырастет в среднем на 70-85 %, в дальнейшем она будет индексироваться на 10-20 % с 1 января каждого последующего года.
В части дорожно-строительной техники принято решение об индексации утилизационного сбора с 1 января 2025 года с увеличением ставки на 15 % ежегодно. При этом на некоторые виды специализированной техники, производство которых в Российской Федерации пока находится на этапе освоения, предусмотрена отложенная индексация, которая вступит в силу не ранее 2026 и 2028 годов (на экскаваторы и экскаваторы-погрузчики).
Установлено, что для расчета суммы утилизационного сбора в отношении транспортных средств, ввезенных в Россию, применяется перечень видов и категорий транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденный постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291 (в редакции постановления от 31.01.2024 № 76) при условии подачи в таможенный орган указанного расчета суммы утилизационного сбора не позднее 15.10.2024.
4. Ярославская транспортная прокуратура разъясняет: Приостановлено действие положения о размещении на сайте Росприроднадзора отдельных сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2024 № 1051 приостановлено действие пункта 18 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2022 № 830.
На сайте Росприроднадзора в открытом доступе не будут размещаться: сведения о фактическом месте нахождения и категории объекта; информация о консервации, ликвидации объекта, об изменении его места нахождения, о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, эксплуатирующих объект; дополнительные данные по стационарным источникам вредных выбросов в атмосферу и по источникам сброса загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты (местоположение, а также уровень, объем, масса выбросов или сбросов по каждому источнику); сведения о размещении отходов производства и потребления; информация о выбросах парниковых газов, являющихся одновременно загрязняющими или озоноразрушающими веществами, которая содержится в реестре выбросов парниковых газов.
Постановление № 1051 действует до 31.12.2027 включительно.
5. Ярославская транспортная прокуратура разъясняет: Федеральным законом от 30.09.2024 № 334-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»
За прокуратурой Российской Федерации закреплены полномочия по осуществлению надзора за деятельностью органов публичной власти федеральных территорий.
Прокуратура Российской Федерации наделяется полномочиями по осуществлению надзора за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами публичной власти федеральных территорий.
Генеральный прокурор Российской Федерации, его заместители и по их поручению другие прокуроры, а также прокурор субъекта Российской Федерации, города, района, и приравненные к ним прокуроры, их заместители и по их поручению другие прокуроры наделены правом присутствовать на заседаниях органов публичной власти федеральных территорий.
Установлено, что прокурор в ходе осуществления своих полномочий проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов публичной власти федеральных территорий. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта, направленное в представительный орган федеральной территории, подлежит обязательному рассмотрению на его ближайшем заседании.
6. Ярославская транспортная прокуратура разъясняет: Федеральное агентство воздушного транспорта утвердило административный регламент по предоставлению государственной услуги
Приказом Федерального агентства воздушного транспорта от 06.02.2024 № 124-П утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги «Государственная регистрация гражданских воздушных судов», которым установлен порядок и стандарт предоставления указанной государственной услуги.
Согласно регламенту услуга предоставляется заявителям – физическим или юридическим лицам, являющимся собственниками гражданских воздушных судов либо претендующим на государственную регистрацию прав собственности на гражданские воздушные суда или их уполномоченным представителям.
Максимальный срок предоставления услуги составляет не более 5 рабочих дней, следующих за днем поступления документов, необходимых для предоставления услуги.
За предоставление услуги уплачивается государственная пошлина в размере, предусмотренном пп. 80, 84 п. 1 ст. 333.33 НК РФ.
Приказ вступил в силу 08.10.2024.
7. Ярославская ранспортная прокуратура разъясняет: Уточнены особенности осуществления государственного и муниципального (надзора) контроля
Постановлением Правительства РФ от 11.09.2024 № 1234 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», согласно которым проведение внепланового контрольного (надзорного) мероприятия теперь возможно также:
1) с согласия органов прокуратуры - при выявлении факта ненаправления уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности;
2) без согласования с органами прокуратуры - при поступлении информации о возможном нарушении обязательных требований, создающих угрозу обороноспособности страны и безопасности государства.
Предусмотрены особенности проведения отдельных мероприятий в период до 2030 года, в частности:
1) в рамках государственного пожарного надзора при проведении рейдового осмотра на объектах, деятельность на которых осуществляют несколько контролируемых лиц, срок взаимодействия с одним контролируемым лицом может превышать один рабочий день, но составлять не более 10 рабочих дней;
2) если в ходе контрольной закупки выявлены нарушения обязательных требований применения контрольно-кассовой техники, инспектор вправе незамедлительно начать проведение документарной проверки или выездной проверки;
3) срок проведения контрольной закупки в рамках осуществления контроля (надзора) за применением контрольно-кассовой техники может быть увеличен до 25 рабочих дней.
Настоящее постановление вступило в силу с 21.09.2024.
8. Ярославская транспортная прокуратура разъясняет: Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что лица, вовлекаемые в процесс дачи взятки, могут считаться потерпевшими, при условии, что их действие не образует состава коррупционного преступления
Высший орган конституционного правосудия проверил положения статьи 42 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации о статусе потерпевшего по уголовному делу на соответствие Конституции Российской Федерации.
По итогам в постановлении суда определено, что попытка вовлечения (склонения) лица, отказавшегося дать взятку, в совершение коррупционного преступления любым способом, в том числе не связанным с вымогательством взятки, свидетельствует об осуществлении в его адрес противозаконного поведения, выражающего пренебрежительное и (или) негативное отношение не только к установленному порядку осуществления публично-властной деятельности, но и одновременно к охраняемым законом правам и интересам конкретного человека.
Отмечено, что часть первая статьи 42 УПК РФ, рассматриваемая во взаимосвязи с положениями статьи 290 УК РФ, предполагает признание потерпевшим по уголовному делу о получении взятки такого лица, которое отказалось от предложения о даче взятки, сообщило о данном предложении в правоохранительные органы и содействовало изобличению виновных, если оно настаивает на нарушении его прав и законных интересов и на причинении ему имущественного и (или) морального вреда, а также на своем участии в уголовном преследовании потенциального взяткополучателя.
Такое лицо сохраняет право на обращение в правоохранительные органы с заявлением о поступившем ему предложении о даче взятки, доступ к правосудию, государственную (включая судебную) защиту своих прав, возмещение вреда, причиненного незаконными действиями должностных лиц, и компенсацию причиненного ущерба.
Обязательное для исполнения правоприменительными органами решение вступило в законную силу с 02.10.2024.
9. Ярославская транспортная прокуратура разъясняет: Совет Евразийской экономической комиссии установил унифицированные требования по маркировке биологически активных добавок к пище
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 24.09.2024 № 99 утверждены требования по маркировке биологически активных добавок к пище.
Маркировке средствами идентификации подлежит широкий перечень товаров, имеющих действующее свидетельство о государственной регистрации, выданное на биологически активные добавки к пище.
Решением также установлены характеристики средства идентификации товаров, минимальный состав сведений о маркированном товаре, содержащихся в информационной системе маркировки товаров, доступ к которым предоставляется потребителям и иным заинтересованным лицам.
При этом дату и порядок маркировки средствами идентификации товаров государства - члены Евразийского экономического союза определяют самостоятельно. В Российской Федерации такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2023 № 886.
Решение совета Евразийской экономической комиссии вступает в силу с 24.11.2024.
10. Ярославская транспортная прокуратура разъясняет: Конституционный суд Российской Федерации признал, что отсутствие в протоколе об административном правонарушении подписи должностного лица не освобождает виновное лицо от ответственности
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 03.10.2024 № 43-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 части 1 статьи 24.5, части 5 статьи 28.2, пункта 4 части 1 статьи 29.4 и частей 1 и 2 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданина В.В. Кашина» не соответствующими Конституции РФ признаны пункт 2 части 1 статьи 24.5, часть 5 статьи 28.2, пункт 4 части 1 статьи 29.4 и части 1 и 2 статьи 29.9 КоАП РФ, поскольку в случае выявления судьей при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу отсутствия в протоколе об административном правонарушении подписи составившего его должностного лица данные законоположения на основании одного этого факта обязывают судью прекратить производство по делу за отсутствием состава административного правонарушения.
Конституционный суд Российской Федерации разъяснил, что отсутствие в протоколе подписи составившего его должностного лица объясняется, как правило халатностью (невнимательность) должностного лица, а не преднамеренным характером его действий (бездействия). Следовательно, отсутствие подписи вовсе не означает с неизбежностью, что обстоятельства правонарушения фактически не имели места или описаны в протоколе с нарушением требований части 2 статьи 28.2 КоАП РФ.
Поэтому прекращение производства по делу об административном правонарушении, мотивированное отсутствием в протоколе подписи составившего его должностного лица, расходится с обязанностью государства охранять права потерпевших.
До внесения в КоАП РФ изменений, вытекающих из указанного постановления, судья, выявивший при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу отсутствие в протоколе об административном правонарушении подписи составившего его должностного лица, вызывает в судебное заседание такое должностное лицо в целях подтверждения составления им соответствующего протокола и дальнейшего рассмотрения дела.
Ярославская транспортная прокуратура провела проверку исполнения законодательства, в ходе которой выявила, что в филиале ФГБОУ ВО «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра 1» не проводится психолого-педагогическое консультирование обучающихся; договор на услуги контентной фильтрации не заключен; нормативы температуры воздуха в помещениях общежития нарушаются.
И. о. Ярославского транспортного прокурора внес представление, возбудил дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ (нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения).
После вмешательства прокуратуры в помещениях общежития восстановлено отопление.
Дальнейшее устранение нарушений контролируется.
Ярославская транспортная прокуратура провела проверку исполнения законодательства о противодействии коррупции.
Установлено, что в ООО ЧОО «АЛЬФА» принят на работу бывший государственный служащий Северного ЛУ МВД России на транспорте.
Вопреки требованиям законодательства о противодействии коррупции, сведения о заключении трудового договора не были направлены по прежнему месту службы в 10-дневный срок.
В результате вмешательства прокурора юридическое лицо и генеральный директор привлечены к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ (незаконное привлечение к трудовой деятельности бывшего государственного служащего). Назначен штраф в общей сумме 70 тысяч рублей.
Приказ Минтранса России от 27.09.2024 N 338
"О внесении изменений в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области железнодорожного транспорта, утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 8 апреля 2024 г. N 113"
Зарегистрировано в Минюсте России 28.10.2024 N 79936.
Такими индикаторами являются:
выявление двух случаев столкновения железнодорожного подвижного состава с транспортным средством (не повлекших крушений и аварий), произошедших на одном и том же железнодорожном переезде, принадлежащем контролируемому лицу, осуществляющему деятельность по эксплуатации инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, в течение трех лет со дня выявления первого случая такого столкновения;
выявление двух случаев столкновения железнодорожного подвижного состава с транспортным средством (не повлекших крушений и аварий), произошедших на одном и том же железнодорожном переезде, принадлежащем контролируемому лицу, осуществляющему деятельность по эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования, в течение пяти лет со дня выявления первого случая такого столкновения.
Помощник Рыбинского
городского прокурора Н.В. Максимова
По общему правилу проекта за несоблюдение требований к обороту метанола и метанолсодержащих жидкостей должностных лиц оштрафуют на сумму от 30 тыс. до 50 тыс. руб. Компании или ИП грозит штраф от 100 тыс. до 150 тыс. руб. с возможной конфискацией, в т.ч. продукции из метанола и оборудования для ее производства. Новый состав нарушения затронет тех, кто войдет в отраслевой реестр.
За оборот метанола и жидкостей с ним без включения в реестр должностное лицо заплатит от 500 тыс. до 1 млн руб. либо получит дисквалификацию на срок от 2 до 3 лет. Компании или ИП вместе с возможной конфискацией грозит одно из таких наказаний:
- штраф не более 1/5 совокупной выручки от реализации всех товаров, работ либо услуг, например, за календарный год перед тем, в котором выявили нарушение, но не менее 3 млн руб.;
- приостановка деятельности на срок от 60 до 90 суток.
Есть и другие изменения. Планируют, что поправки вступят в силу с 1 марта 2025 года.
Напомним, требования к обороту метанола и жидкостей с ним, а также нормы об отраслевом реестре прошли первое чтение в июне 2024 года.
Сейчас в КоАП РФ нет спецсоставов нарушений в данной сфере. Однако за незаконный оборот метанола и жидкостей с ним уже наказывают по УК РФ.
Помощник Рыбинского
городского прокурора Н.В. Максимова
Федеральный закон от 29.10.2024 N 361-ФЗ
"О внесении изменений в статьи 226.1 и 248 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Соответствующее дополнение внесено в статью 226.1 УК РФ.
Кроме того, в статье 248 УК РФ закреплена норма, согласно которой нарушение правил безопасности при обращении с патогенными биологическими агентами, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, повлечет наказание вплоть до лишения свободы на срок до 8 лет.
Перечень патогенных биологических агентов для целей статей 226.1 и 248 УК РФ определит Правительство.
Помощник Рыбинского
городского прокурора Н.В. Максимова
X
«Письмо Росреестра от 24.07.2024 N 14-6919-ТГ/24
«По вопросу осуществления государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав на объекты индивидуального жилищного строительства, построенные на земельных участках, переданных жилищно-строительным кооперативам в целях обеспечения жильем граждан, указанным в части 4 статьи 16.5 ФЗ от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства"
Сообщается, в частности, следующее:
безвозмездная передача образованных земельных участков единого института развития в жилищной сфере, занятых объектами ИЖС, в собственность граждан, являющихся членами ЖСК, в рамках механизма, предусмотренного Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", возможна при наличии уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке в отношении объектов ИЖС, предусмотренных договором безвозмездного пользования, заключенного с ЖСК;
если объект ИЖС построен с учетом требований Закона N 161-ФЗ, осуществление учетно-регистрационных действий в порядке, установленном частью 12 статьи 70 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (по правилам "дачной амнистии"), не допускается.
Помощник Рыбинского
городского прокурора Н.В. Максимова
X
Ярославская транспортная прокуратура провела проверку исполнения законодательства при эксплуатации гидротехнического сооружения ООО СК «Ярбункер», в ходе которой установила, что декларация о соответствии требованиям технического регламента, протокол идентификации сооружения, схемы эксплуатируемых нагрузок и технический паспорт отсутствуют.
В результате вмешательства прокурора нарушения устранены, юридическое лицо привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 150 тысяч рублей (ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ - нарушение требований технических регламентов). Штраф оплачен.
1. Ярославской транспортной прокуратурой разъясняется: Декларация о сделках с древесиной
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, совершившие сделки с древесиной, в том числе в целях ввоза в Российскую Федерацию, вывоза из Российской Федерации, представляют оператору единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней декларацию о сделках с древесиной в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Данная декларация представляется в течение 5 рабочих дней со дня заключения, изменения или прекращения действия договора на отчуждение древесины, но не позднее одного дня до транспортировки древесины. Правила предоставления декларации о сделках с древесиной и ее форма утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 № 11.
Перечень видов древесины, определяемых в соответствии с общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, на которые распространяются требования Лесного кодекса РФ о транспортировке древесины и об учете сделок с ней, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.06.2014 №1047-р.
Транспортировка указанных в перечне видов древесины разрешается при наличии сопроводительного документа. Последний оформляется индивидуальными предпринимателями и организациями – собственниками древесины.
Нужно помнить, что декларация о сделках с древесиной подается каждой стороной сделки.
С 04.02.2021 до 01.01.2025 внесение изменений в декларацию в части сведений о фактическом объеме транспортировки древесины допускается до начала транспортировки древесины, а в отношении товаров, подлежащих таможенному оформлению, – не позднее дня, предшествующего дню подачи таможенной декларации.
Непредставление или несвоевременное представление декларации о сделках с древесиной, а также представление заведомо ложной информации в декларации о сделках с древесиной влечет административную ответственность по ч.1 ст. 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от семи тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
2. Ярославской транспортной прокуратурой разъясняется: С 1 сентября 2024 года устанавливается порядок аттестации экспертов в области безопасности гидротехнических сооружений
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 04.05.2024 № 576 «Об аттестации экспертов в области безопасности гидротехнических сооружений» аттестация проводится Ростехнадзором в отношении физических лиц для подтверждения их соответствия требованиям, предъявляемым к экспертам, установленным федеральными нормами и правилами в области безопасности гидротехнических сооружений.
Реализован подпункт «в» пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 29.05.2023 № 191-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» и статью 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации».
Начало действия редакции – 01.09.2024.
3. Ярославской транспортной прокуратурой разъясняется: С 1 января 2024 года в беззаявительном порядке назначаются социальная и страховая пенсии по случаю потери кормильца
Федеральным законом от 29.05.2023 № 190-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О страховых пенсиях».
Решение о назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца ребенку, не достигшему 18 лет, принимается не позднее 5 рабочих дней со дня поступления сведений о смерти кормильца и о детях умершего кормильца из федерального регистра сведений о населении.
Кроме этого, законом установлен беззаявительный порядок перерасчета размера ряда пенсий, в том числе пенсии по случаю потери кормильца, размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности в связи с приобретением необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, в связи с приобретением необходимого стажа работы в сельском хозяйстве.
4. Ярославская транспортная прокуратура предостерегает от необдуманного экстремального отдыха
С наступлением летнего периода сомнительные организации спешат предложить отдыхающим катание на разнообразных плавсредствах, полёты на парапланах и воздушных шарах.
Однако данное удовольствие таит в себе много опасностей, связанных с риском для жизни и здоровья.
На первом месте, конечно же, человеческий фактор. Главную опасность для отдыхающих представляют неграмотные инструкторы водных и воздушных развлечений. Такие услуги должны предоставлять только обученные, сертифицированные специалисты. Зачастую у них отсутствует лицензия на осуществление указанных видов деятельности.
В погоне за наживой «частники» берут на борт неограниченное количество людей.
Также, владельцами не всегда проверяется исправность летательных аппаратов и плавсредств, при катании на скутерах, моторных лодках в большинстве случаев не соблюдается скоростной режим, что может привести к трагедии.
При выборе экстремального отдыха, в виде прогулок на моторных лодках, катерах, парапланах и воздушных шарах, задумайтесь, что вы можете доверить свою жизнь и жизнь своих детей, ради десятиминутного удовольствия, совершенно чужим и некомпетентным в своей деятельности людям, стремящимся выручить как можно больше денег за летний сезон, в том числе за счёт вашего здоровья.
Будьте бдительны, не посещайте нелицензированные аттракционы, владельцы которых не несут ответственность за вашу жизнь и здоровье.
При нахождении на объектах железнодорожного транспорта соблюдайте необходимые правила, не переходите пути в неустановленном месте, снимайте наушники и капюшоны, держите детей за руку.
Берегите себя и своих близких!
5. Ярославская транспортная прокуратура разъясняет:
Постановлением Правительства РФ от 10.10.2023 № 1660 «О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 г. № 778 и от 31 июля 2015 г. № 774», до 31 декабря 2024 года продлен срок действия продовольственного эмбарго, в рамках которого в страну запрещен ввоз продукции из государств, которые ввели санкции в отношении России.
К запрещенной к ввозу продукции относится в том числе мясо, колбасы, рыба, морепродукты, овощи, фрукты, молочная продукция из США, ЕС, Канады, Австралии и Норвегии. Подписанный документ исключает из данного списка молочную сыворотку, которая используется для производства детских сухих смесей, а также для проведения промышленных испытаний и наладки оборудования по выпуску этой продукции на территории России.
Постановление подписано в рамках реализации указа Президента РФ Владимира Путина о продлении специальных экономических мер до 31 декабря 2024 года.
Прокуратура разъясняет, что продажа указанной продукции на территории Российской Федерации является незаконной и влечет административную ответственность.
Согласно ст. 14.2 КоАП РФ, незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.
6. Ярославская транспортная прокуратура разъясняет: защита прав потребителей при оказании услуг железнодорожным транспортом
Защита прав потребителей при оказании услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом регулируется:
• Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей»;
• Федеральным законом «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»;
• Правилами оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа, для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2021 г. № 810;
• Правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Минтранса России от 05.09.2022 № 352.
Пассажир имеет право:
• на оказание услуг надлежащего качества и в сроки, установленные договором;
• требовать компенсации причиненного ущерба и морального вреда в случае оказания услуг ненадлежащего качества;
• приобретать проездной документ (билет) на любой поезд дальнего следования и в любой вагон до указанной им железнодорожной станции назначения, открытой для осуществления операций по перевозкам пассажиров;
• провозить бесплатно 1 ребенка в возрасте не старше 5 лет, если он не занимает отдельного места, а также детей в возрасте 5 — 7 лет с оплатой в соответствии с льготным тарифом;
• сдавать для перевозки багаж, делать остановку в пути следования с продлением срока действия билета не более чем на 10 суток;
• продлевать срок действия билета в случае болезни в пути следования на время болезни, подтвержденной документами лечебного учреждения, выезжать (при наличии свободных мест) поездом, отходящим ранее поезда, на который приобретен билет, с отметкой об этом в железнодорожной кассе;
• провозить кроме мелких вещей ручную кладь весом не более 36 килограммов (для вагонов с 2-местными купе (СВ) — 50 килограммов), размер которой по сумме 3 измерений не превышает 180 см. Указанная ручная кладь независимо от рода и вида упаковки должна быть размещена в специально отведенных для этого местах таким образом, чтобы она не мешала другим пассажирам;
• бесплатно пользоваться залами ожидания и туалетами.
При возврате неиспользованного проездного документа (билета) на поезд дальнего или местного следования в железнодорожную билетную кассу пассажир имеет право:
• не позднее чем за 8 часов до отправления поезда получить обратно деньги в размере стоимости проезда, состоящей из стоимости билета и стоимости плацкарты;
• менее чем за 8 часов, но не позднее чем за 2 часа до отправления поезда получить обратно деньги в размере стоимости билета и 50 процентов стоимости плацкарты;
• менее чем за 2 часа до отправления поезда получить обратно деньги в размере стоимости билета.
Возврат причитающихся средств за неиспользованный проездной документ производится при предъявлении документа (удостоверяющего личность пассажира), номер которого указан в проездном документе. В других случаях переоформление поездки не производится.
7. Ярославская транспортная прокуратура разъясняет:
8. Ярославская транспортная прокуратура разъясняет: Памятка о правах пассажиров в поездах дальнего следования:
9. Ярославская транспортная прокуратура разъясняет: Правительством утверждены правила использования подразделениями транспортной безопасности служебных собак для защиты объектов транспортной инфраструктуры.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2024 № 628 утверждены Правила использования служебных собак для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Правилами установлено, что специальные собаки используются при проведении досмотра физических лиц, предметов и веществ, обследования (осмотра) зданий, строений, сооружений и помещений в зоне транспортной безопасности или ее части, при досмотре (осмотре) транспортного средства в целях выявления оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлен запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть.
Разыскные собаки используются при поиске и обнаружении лиц, причастных к угрозе и (или) совершению акта незаконного вмешательства на объекте транспортной инфраструктуры и транспортном средстве
Караульные собаки используются при защите зданий, строений, сооружений, помещений и участков территорий, входящих в состав объекта транспортной инфраструктуры, а также транспортных средств путем их свободного и (или) несвободного окарауливания.
Свободное окарауливание осуществляется без привязи в безлюдных и закрытых зданиях, строениях, сооружениях, помещениях или на участках, на которых имеется ограждение высотой не менее 2 метров, исключающее побег служебной собаки и свободный доступ снаружи иных животных и физических лиц. Несвободное окарауливание осуществляется на глухой привязи.
Служебные собаки используются в возрасте от 12 месяцев. Предельный возраст служебных собак для их использования составляет 5 лет, предельный возраст может быть продлен на основании заключения специалиста.
Служебные собаки, дальнейшее использование которых невозможно, передаются на возмездной или безвозмездной основе новым владельцам.
10. Ярославская транспортная прокуратура разъясняет: Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии определен ряд товаров, не подлежащих пересылке в международных почтовых отправлениях.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 28.05.2024 № 62 утвержден перечень товаров, не подлежащих пересылке в международных почтовых отправлениях.
В указанный перечень вошли алкогольная и табачная продукция, драгоценные металлы и драгоценные камни, оружие, пиротехнические изделия, а также иные товары.
Настоящее решение не применяется в отношении товаров ЕАЭС, перевозимых через территории государств, не являющихся членами Союза и (или) морем между: территорией Калининградской области Российской Федерации, а также Республикой Армения и остальной частью таможенной территории Союза.
Решение Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 № 338 «Об особенностях пересылки товаров в международных почтовых отправлениях» признано утратившим силу.
X
Поделиться с друзьями: